Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Собирали ясак на Аксак». Как строилось здание театра оперы и балета в Уфе



Герои недавно вышедшей книги известного краеведа Владимира Буравцова «Архитекторы, инженеры и строители Уфы конца XVIII — начала XX века» — уфимцы, внесшие значительный вклад в формирование архитектурного облика город. Отдельная глава посвящена создателям и строителям Аксаковского народного дома, ныне здания Театра оперы и балета.
Долгий старт

В дореволюционной Уфе было одно из лучших летних театральных зданий в России — в Виденеевском саду (ныне Сад Сергея Аксакова), но в течение многих лет в городе не было хорошего «зимнего» театра. Деревянные здания горели не раз, и залы Большой Сибирской гостиницы, Общества содействия частному офисному делу и Дворянского собрания были неудобны для художников и зрителей. Кроме того, Уфе нужна была музейная комната.
Губернатор Уфы Александр Ключарев решил, что проблемы будут решены путем строительства одного, но большого здания. Однако история затянулась. Осенью 1903 года городская дума Уфы выбрала место для его строительства, но городские власти вернулись к проекту только в октябре 1908 года. На собрании в Дворянском собрании с участием всех слоев населения это было единогласно. решили построить дом Аксакова в Уфе на добровольные пожертвования. Зимой был создан специальный комитет по увековечиванию памяти Сергея Аксакова, который возглавлял Александр Ключарев. В него входят уважаемые, а главное — богатые граждане: для пополнения фонда строительства Народного дома требуются финансовые средства.
Добровольно-принудительном порядке
В начале прошлого века, как и сейчас, найти инвестора было непросто. Но чтобы воплотить амбициозный проект, уфимский губернатор не пожалел своего времени и усилий, чтобы лично собрать деньги у состоятельных людей. «Итак, купец А.В. Кузнецов жаловался, что сам губернатор несколько раз приходил к нему с подписным листом, после чего отправлял не только начальника полиции, но и сотрудника милиции, сотрудника милиции. В результате он заплатил 30 раз, пишет автор. — Иногда эта коллекция «копеек», практически жестокая от всех слоев общества, приводила к любопытным случаям. Башкиры, пришедшие в город на базар и получившие такую ​​же расческу с богатыми торговцами, взяли пятачков из своих сумок и спросили: «Что это за Аксак, скажем, ясак?».

Тем не менее, за короткое время удалось собрать 200 тысяч рублей из необходимых пятисот. Остальное было собрано по всей России. В 1909 году они выбрали проект будущего здания, объявили конкурс. Но победившая работа была отклонена.
»Авторы ради достижения большего мастерства вовсе не учитывают способы, которыми здание может быть выполнено в натуральной форме, и отбрасывают, как ненужный балласт, установленную стоимость здания. Тот, кто получил конкурсный проект, сразу же поражен либо невозможностью его реализации, либо значительным превышением стоимости здания », — отметил городской архитектор Константин Гуськов.
Видела чапаевцев
В конце концов они решили сделать это самостоятельно, доверив разработку проекта (который впоследствии был принят) провинциальному архитектору Павлу Рудавскому. По его плану дом Аксаковского получил два основных фасада. Один в стиле ренессанс вдоль центральной улицы (ныне улица Ленина), другой — в восточноазиатском стиле, приближаясь к мавританскому, вдоль улицы Пушкина. Последнее условие — дань уважения башкирам и татарам, составляющим половину населения уфимской губернии ». Планировалось, что в доме разместятся театр на 1100 человек, публичная аудитория на 600 человек, музей в Уфимском крае, художественная галерея художника Михаила Нестерова, публичная библиотека-читальный зал, магазины.

14 сентября 1909 года состоялось торжественное возложение Народного дома. К началу Первой мировой войны театральная часть здания была завершена, она была передана купцу Каримову, открывшему здесь кинотеатр Юлдуз. В здании была размещена больница, а осенью 1914 года были застроены несколько городских школ.
7 декабря 1919 года переименовали новое правительство во Дворец труда и искусств, дом был открыт. Драматические и оперные труппы играли на одной сцене. Первыми зрителями спектаклей стали бойцы 25-й Чапаевской дивизии. Я побывал на одном из спектаклей и самого известного командира дивизии. В 30-е годы дом получил новое название — Дом культуры, а в 1938 году в нем разместился Башкирский государственный театр оперы и балета.

Источник


Просмотры:
0

Будьте первым, кто оставит комментарий!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *